12 августа 2015, 10:08

Положения ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" приведены в соответствие с нормами международного права

Прокуратура Темрюкского районаФедеральный закон от 13.07.2015 N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» был разработан по итогам мониторинга применения нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих правовое положение, порядок создания и деятельности религиозных организаций, а также норм международного права в данной сфере и в сфере соблюдения прав на свободу совести и свободу вероисповедания.

Основными целями закона являются:

1) отмена противоречащего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод требования о необходимости подтверждения пятнадцатилетнего срока существования религиозной группы на данной территории для ее государственной регистрации в качестве религиозной организации;
2) совершенствование правового регулирования порядка создания и государственной регистрации религиозных организаций;
3) отмена обязанности религиозных организаций ежегодно помимо отчета по установленной форме предоставлять дублирующую информацию о продолжении своей деятельности.

Вступившим в законную силу 10 марта 2010 г. решением Европейского Суда по правам человека (далее – Европейский Суд) по делу «Кимля и другие против России» (жалобы N 76836/01 и 32782/03) было установлено несоответствие части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которой обязательным условием для регистрации религиозной организации является необходимость подтверждения существования религиозной группы на протяжении не менее 15 лет, положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд указал, что названная норма не отвечает критерию необходимости в демократическом обществе, который является одним из условий правомерного ограничения прав и свобод человека.

Европейский Суд отметил, что «такого рода положения о сроках рассмотрения и ожидания находятся в противоречии с обязательствами ОБСЕ о предоставлении религиозным группам юридического статуса хотя бы базового уровня…, что конкретная форма юридического лица зависит от правовой системы, но возможность получать какую-нибудь из таких форм абсолютно необходима для согласия с принципами ОБСЕ» (пункт 68).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, наряду с международными договорами Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 февраля 2007 г. N 2-П, не только Конвенция о защите прав человека и основных свобод, но и решения Европейского Суда по правам человека – в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, – являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений.

В связи с изложенным новый закон отменил обязанность представлять для государственной регистрации создания местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию, документа, подтверждающего ее существование в качестве религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет (пункт 5 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Отмена «правила 15 лет» позволит устранить препятствие в получении статуса юридического лица для представителей новых религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации менее указанного срока и не имеющих собственных централизованных структур, при условии обязательного проведения в отношении таких религиозных организаций государственной религиоведческой экспертизы в порядке, установленном Приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. N 53 «О государственной религиоведческой экспертизе».

Данным изменением обусловлено предложение о корректировке ограничений, установленных действующей редакцией Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в отношении религиозных организаций, не имеющих документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет. Так, помимо отмены требования о ежегодной перерегистрации таких организаций до наступления указанного пятнадцатилетнего срока, закон предусматривает сокращение периода, в течение которого на местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, будут распространяться ограничения, установленные абзацем четвертым пункта 3 статьи 27 действующей редакции Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Кроме того, закон изменяет порядок уведомления о создании религиозной группы: такое уведомление будет представляться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере государственной регистрации религиозных организаций.

Это позволит, с одной стороны, избежать необходимости представления для государственной регистрации местной религиозной организации, не входящей в структуру централизованной религиозной организации, специального подтверждения, выданного органом местного самоуправления.

С другой стороны, уведомление органа юстиции о создании религиозной группы, в котором будет содержаться информация о местах совершения богослужений, других обрядов и церемоний, позволит религиозной группе воспользоваться правом беспрепятственно без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях, помещениях и иных местах, специально предоставленных религиозной группе для этих целей на основании гражданско-правового договора. Актуальность подобных изменений обусловлена приведением статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. N 30-П).

Наряду с указанным закон предусматривает внесение в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» изменений, направленных на приведение его положений в соответствие с нормами базового Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части правового регулирования порядка взаимодействия органов юстиции с налоговыми органами и сроков принятия отдельных решений при государственной регистрации религиозных организаций. Закон также отменяет обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять, помимо отчета по установленной форме (статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), дублирующую информацию о продолжении своей деятельности (статья 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Помощник прокурора района В.С. Гузенко

Отправить комментарий:

  1. .1

    С другой стороны, уведомление органа юстиции о создании религиозной группы, в котором будет содержаться информация о местах совершения богослужений, других обрядов и церемоний, позволит религиозной группе воспользоваться правом беспрепятственно без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания
    Ссылка на источник: http://temruk.info/novosti-goroda-i-rayona/stati/polozheniya-fz-o-svobode-sovesti-i-o-religioznyih-ob-edineniyah-privedenyi-v-sootvetstvie-s-normami-mezhdunarodnogo-prava.html
    В пору и атеистам уведомлять органы юстиции о создании религиозной группы «атеистов» и проводить религиозные собрания в зданиях, помещениях и иных местах, специально предоставленных религиозной группе атеистов для этих целей на основании гражданско-правового договора.

  2.  
  1.